Найдена новая лекарственная комбинация для лечения меланомы

Звоните +74954812786​ или
Обратитесь онлайн
Медицинский консультант расскажет о всех аспектах лечения за рубежом
10 декабря 2018

Ранее было доказано, что одним из лучших способов одолеть меланому является введение пациенту ингибиторов протеинкиназы, которые блокируют активность некоторых специфичных белков, задействованных в выживании и распространении опухоли. Однако у этого метода есть один весомый недостаток, и заключается он в том, что клетки меланомы часто приобретают устойчивость к этим препаратам, снижая результативность лечения.

Исследователи из Массачусетского технологического института в Кембридже, возможно, решили эту проблему: они нашли способ усилить эффективность ингибиторов протеинкиназы и предотвратить развитие резистентности к ним у раковых клеток. Специалисты предположили, что сочетание ингибиторов с препаратами рибонуклеазы способно в разы повысить результативность лечения у людей с меланомой.

Рибонуклеазы обладают способностью «распутывать» клеточную РНК – молекулу, которая помогает кодировать и декодировать гены, а также регулировать их экспрессию. Они, кроме того, создают своеобразный щит против вирусной РНК, которая является генетическим материалом некоторых агрессивных вирусов.

«Мы обнаружили, что препарат рибонуклеазы можно удобно сочетать с другими химиотерапевтическими агентами, используемыми сегодня в лечении рака, и не только. Подобное сочетание также имеет смысл с точки зрения лежащих в основе этих процессов биохимических реакций», – поясняет главный автор исследования профессор Рональд Рейнс.

Разработка нового лекарства

Профессор и команда исследователей, работающих в его лаборатории, занимаются изучением рибонуклеаз около двадцати лет с целью разработать новый противораковый препарат. В то же время они исследуют ингибитор рибонуклеазы, представляющий собой белок, который блокирует действие этого фермента. Эти белки, если их активность ничем не ограничена, негативно влияют на клетки.

По словам профессора Рейнса, у ингибитора рибонуклеазы, связавшегося с ней, период полувыведения (этот термин означает, как долго вещество может поддерживать свою активность) составляет минимум три месяца. «Это значит, что если рибонуклеаза проникает в клетки, она создает им невероятную систему защиты», – объясняет ученый.

Чтобы создать основанное на рибонуклеазе противораковое лекарство, эффективность которого можно протестировать в рамках клинических испытаний, исследователи изменили рибонуклеазу таким образом, чтобы ее ингибитор связывался с ней менее прочно, обеспечивая связанным молекулам период полувыведения длительностью всего несколько секунд.

Ученые заявили, что на первом этапе клинических испытаний созданный ими препарат на основе рибонуклеазы успешно стабилизировал развитие рака приблизительно у 20% пациентов, принимавших участие в исследовании.

Удачное пересечение двух стратегий

В ходе нового исследования ученые решили разработать ингибитор рибонуклеазы в человеческих клетках, а не в клетке бактерии Escherichia coli, которая использовалась для этих целей до сих пор. Они обнаружили, что эта версия может устанавливать в сто раз более прочные связи, чем ингибиторы, выработанные в Escherichia coli, при этом полученные протеины имели абсолютно идентичную структуру.

Когда исследователи задались целью узнать, почему ингибиторы рибонуклеазы, произведенные в человеческих клетках, образуют столь прочные связи, они установили, что те имеют дополнительные фосфатные группы, которые присоединяются к ним в ходе процесса фосфорилирования и, судя по всему, наделяют их дополнительной силой. Более того, фосфорилирование, в рамках которого в структуру молекулы включается остаток ортофосфорной кислоты, происходит благодаря действию протеинкиназ, которые формируют часть сигнального пути под названием ВРК (внешне-регулируемая киназа), демонстрирующего гиперактивность во многих типах раковых клеток.

Два ингибитора протеинкиназы, используемые сегодня в лечении меланомы – траметиниб и дабрафениб, – способны блокировать этот путь. Эти наблюдения позволили ученым выявить связь между рибонуклеазами и протеинкиназами и предложить новую двойную линию атаки злокачественных опухолей. «Это можно назвать удачным пересечением двух разных подходов, поскольку мы предположили, что если сможем использовать эти препараты для блокирования процесса фосфорилирования в ингибиторе рибонуклеазы, тогда нам удастся усилить позиции рибонуклеазы в борьбе с раковыми клетками», – объясняет профессор Рональд Рейнс.

Многообещающий новый подход

Когда исследователи проверили эту гипотезу на человеческих клетках меланомы, они убедились, что находятся на верном пути. Комбинация ингибиторов киназы и рибонуклеазы оказалась более эффективной против раковых клеток, к тому же использовать их можно в гораздо меньших концентрациях. Ингибитор киназы блокировал процесс фосфорилирования рибонуклеазы, усиливая ее активность против РНК и в то же время делая ее менее опасной для здоровых клеток.

Ученые намереваются протестировать этот подход на онкологических больных в надежде, что новая лекарственная комбинация сможет предотвратить развитие у злокачественных клеток устойчивости к лечению. Однако прежде им придется проверить его на мышиных моделях меланомы.

Исследователи уже создали с помощью методов генной инженерии группу мышей, организм которых не производит рибонуклеазы. Они планируют использовать их для лучшего понимания функционирования этих ферментов. «Мы надеемся, что сможем договориться с отдельными фармацевтическими компаниями, которые занимаются разработкой ингибиторов сигнального пути ВРК, чтобы объединить усилия и использовать наш препарат на основе рибонуклеазы вместе с ингибиторами киназы», – говорит профессор Рейнс.

Вопросы и ответы

Ни одного вопроса не задано

Задать вопрос

Продолжая использовать данный сайт, Вы принимаете наши правила использования cookie-файлов.

Принимаю