Звоните +74954812786​ или
Обратитесь онлайн
Медицинский консультант расскажет о всех аспектах лечения за рубежом
18 августа 2016

По данным ВОЗ только 24% диагнозов ставятся врачами правильно, по нашим скромным подсчетам в 17% обращений меняется либо диагноз, либо предложенная ранее схема лечения. Что делать если у Вас есть подозрение в правильности поставленного диагноза и как проверить своего врача?

Неправильный диагноз может быть следствием врачебной ошибки, которые встречаются не только в России, но и в США. Популярный американский телесериал о докторе Хаусе — выдающемся диагносте не делающем ошибок, ярко иллюстрирует актуальность проблемы «верного диагноза» во всем мире.

Чаше всего, врачебные ошибки допускаются при болезнях, имеющих маски других заболеваний — это редкие заболевания крови, аутоиммунные болезни и некоторые формы рака. Для борьбы с врачебной ошибкой, в медицине всегда был и остается один главный инструмент — это врачебный консилиум, или совместное обсуждения диагноза и тактики лечения несколькими докторами. Подобная практика утратила актуальность в России, но в мире коллегиальное врачебное решение набирает большую популярность и называется «второе мнение» другого специалиста, или профильного эксперта.

«Русская поговорка «одна голова хорошо, а две — лучше», к сожалению, не достаточно часто применяется в Российской медицине, а зря. Попробуйте взять у врача карту для консультации в другой клинике и почувствуете разницу…»


Но мы чаще встречаемся с другой формой тактической ошибки врача, когда диагноз является фактически верным, но не обоснованным для выбора лучшего метода лечения.

Приведем пример: для наиболее правильного лечения рака молочной железы, необходимо максимально уточнить чувствительность опухолевых клеток к лекарствам:
— один вид опухоли чувствителен к лечению только химиотерапией,
— другой рак лучше удалять с помощью хирургии и проводить таргетное (точечное лечение с помощью новых лекарств),
— но большинство опухолей груди являются гормонозависимыми.

Перечисленные факторы являются решающими для выбора метода лечения, нельзя уничтожить раковые клетки лекарствами, которые плохо действуют на опухоль, и наоборот, обоснованно назначенный препарат — позволяет справиться с болезнью быстрее, с минимальными страданиями для пациента. Поэтому недостаточно установить сам диагноз рак молочной железы, современное оборудование визуализации позволяет это сделать легко. Сегодня, важнее определить индивидуальную восприимчивость опухоли к будущему лечению, которое будет разным в каждом случае. Ушли в прошлое многие универсальные протоколы, и сейчас лучшие результаты лечения и лучшая выживаемость достигается путем применения индивидуальной тактики лечения, базирующейся на точнейшей цитогенетической и молекулярной диагностике. И здесь тоже есть универсальное и простое решение — любой пациент может задать вопрос врачу: почему мне назначили это лечение, а не другое? И при малейших сомнениях в правильности тактики лечения следует прибегнуть к другому мнению «второго специалиста».

«Универсальное и простое решение — любой пациент может задать вопрос врачу: почему мне назначили это лечение, а не другое?»

К сожалению, встречаются и грубые ошибки. Совсем недавно к нам обратился пациент с ограничением подвижности, значительным болями в спине и правом бедре. На протяжении трех лет пациента пытались избавить от протрузии диска в поясничном отделе позвоночника, но все проводимое лечение не приносило результата, а наоборот, боли усиливались. Больше пяти снимков МРТ позвоночника сделали пациенту в Москве, но обычный рентген тазобедренных суставов, правда уже сделанный в Германии, выявил артроз бедренных суставов, наступивший вследствие эндоваскулярного некроза бедренной кости. Вот где была настоящая причина болей и всех страданий, а вовсе не протрузия диска в поясничном отделе позвоночника. Конечно в данном случае диагноз являлся ошибочным, что хуже — это ошибка в ортопедии, где визуализация вообще не составляет труда.

«Клинические исследования как правило верны, вопрос в том все ли нужны обследования сделаны?»

Бывают ошибки связанные с недостатком компетенции специалистов. Как правило, такие ошибки встречаются в неврологии. Для больных эпилепсией часто не выясняется форма заболевания, не проводится выявление очага — виновного в формировании неправильных импульсов, которые вызывают припадок. Это не смотря на то, что в нашей стране доступны современные методики диагностики, но явно не хватает профильных специалистов способных точно установить форму эпилепсии, причину эпилепсии, а значит назначить самое правильное лечение из всех возможных вариантов. Поэтому многие удивляются, услышав от наших консультантов, что возможно хирургическое лечение, установка стимулятора нерва (что-то вроде кардиостимулятора, только для купирования не аритмии, а эпилептического припадка). Но даже медикаментозная терапия, помогающая большинству пациентов, зачастую, особенно в регионах назначается без должного понимания формы болезни, что часто не приводит к необходимой длительной ремиссии, которая должна достигаться практически у всех пациентов при правильном подходе и современных возможностях медицины.
Вопросы и ответы

Ни одного вопроса не задано

Задать вопрос

Продолжая использовать данный сайт, Вы принимаете наши правила использования cookie-файлов.

Принимаю