Персонифицированная медицина может повысить эффективность лечения рака

Звоните +74954812786​ или
Обратитесь онлайн
Медицинский консультант расскажет о всех аспектах лечения за рубежом
8 мая 2019

В последнее время персонифицированная, или, как ее еще называют – точная, – медицина получает все большее распространение как потенциально более эффективный подход к терапии трудноизлечимых патологических состояний и заболеваний, включая сложные формы онкологии. В рамках этого подхода исследователи стремятся точнее предсказать, какой тип лечения больше всего подойдет конкретному человеку, исходя из его генетических характеристик, факторов внешней среды и образа жизни.

Недавнее исследование, результаты которого были обнародованы в медицинском научном журнале Nature Medicine, продемонстрировало, что дальнейшая персонализация точной медицины может дать хорошие результаты в лечении форм рака, которые не отвечают на терапию наиболее используемыми сегодня методами.

Ученые, большинство из которых являются сотрудниками Калифорнийского университета в Сан-Диего, провели клиническое исследование с целью проверить, окажет ли персонализированная комбинированная терапия положительный эффект на людей с рефрактерными опухолями, то есть опухолями, которые не ответили на ранее проведенное лечение. В поисках комплексного лечения, максимально соответствующего случаю конкретного пациента, они проанализировали специфические мутации опухоли каждого участника исследования и попытались подобрать препараты, которые бы прицельно воздействовали на каждую из мутаций.

«Положительный ответ на терапию, предполагающую воздействие только на одну альтерацию, как правило, бывает низким и краткосрочным, – отмечает старший автор исследования доктор Джейсон Сиклик. – Наш подход не ограничивается воздействием на единственную мутацию. В сотрудничестве с многопрофильной командой экспертов в области онкологии мы разрабатываем персонализированные схемы комплексного лечения для каждого пациента».

«Использовав этот поход, – продолжает доктор, – мы увидели, что количество пациентов, положительно ответивших на лечение, увеличилось, так же как выросли показатели общей выживаемости и выживаемости без признаков прогрессирования заболевания среди пациентов, которым терапия была подобрана максимально точно. А вот результаты участников, которые получали стандартное или не очень точно подобранное лечение, были значительно хуже».

Результаты проспективного исследования

Для своего исследования, которое они назвали программой изучения фактических данных, определяющих персонализированное лечение рака (I-PREDICT – с англ. «я предсказываю»), ученые пригласили людей с метастатическими опухолями. Каждый из них ранее прошел лечение в одном из двух онкологических центров США: Мурзовском центре рака в Ла-Хойя, Калифорния, или центре Авера в Су-Фолс, Южная Дакота.

В общей сложности для участия в эксперименте зарегистрировались 149 человек с метастатическим, рефрактерным раком, 73 из которых (49%) удалось подобрать персонализированное комплексное лечение. Ученые не смогли провести лечение 66 зарегистрированным участникам, потому что болезнь у них прогрессировала чрезвычайно быстро, либо находилась на продвинутой стадии.

Чтобы подобрать методику, которая наилучшим образом справится с опухолью конкретного пациента, исследователи провели секвенирование ДНК раковых клеток каждого из них для определения характерных для них специфических мутаций. Затем с помощью специальных компьютерных программ они обработали данные по тысячам разновидностей генов, сотням лекарственных препаратов и миллионам схем лечения. Среди них и новые методы иммунотерапии, и традиционная «химия», и гормональное лечение, и препараты, ранее не использовавшиеся для борьбы с онкологией.

После этого авторы проконсультировались с командой специалистов, включающей онкологов, фармакологов, онкобиологов, хирургов и генетиков, которые помогли им подобрать наиболее подходящие варианты комбинированного лечения для каждого участника. Чтобы определить оптимальную для человека схему терапии, ученым пришлось сопоставить более 50% обнаруженных в его опухоли мутаций с препаратами, воздействующими на каждую из них в отдельности.

В результате половина пациентов, которым подобрали максимально соответствующую их случаю терапию, ответили на нее, в то время как среди тех, кто получал стандартное, не персонализированное лечение, положительная реакция была зафиксирована только у 22%.

«Тот факт, что 50% пациентов с тяжелой формой рака, ранее прошедших сложное безрезультатное лечение, ответили на индивидуально подобранную для них терапию, говорит о высокой значимости подходов, используемых персонализированной точной медициной, – говорит один из авторов исследования доктор Рацель Курцрок. – Наш следующий шаг – понять, сможем ли мы улучшить показатели эффективности, если начнем применять эту стратегию прежде, чем болезнь достигнет продвинутой стадии».

Не существует двух одинаковых опухолей

В общей сложности 83 участника исследования прошли лечение в соответствии с рекомендациями их лечащих врачей и их личными предпочтениями. Десять из них получили неперсонализированную терапию – то есть лечение не учитывало характер мутаций, присутствующих в их опухоли. Оставшимся 73 участникам было проведено персонифицированное комплексное лечение, сочетавшее самые разные противораковые методики, включая препараты, нацеленные на продукты конкретных генов, гормональную терапию, иммунную и химиотерапию.

«Процент пациентов, которым нам удалось подобрать максимально подходящее лечение, оказался гораздо выше, чем в большинстве ранних исследований, посвященных изучению точной медицины, потому как мы привлекли команду специалистов, которые сразу после получения данных секвенирования ДНК анализировали генетические особенности опухоли. Кроме того, мы использовали услуги координаторов, которые помогали пациентам и врачам получить доступ к нужным клиническим исследованиям и препаратам, которые не были одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США для лечения рака», – отметил один из авторов эксперимента доктор Шумей Като.

Однако невзирая на очевидные преимущества нового подхода, у ученых есть определенные опасения относительно его реализуемости. По словам доктора Сиклика, персонализированная мультилекарственная терапия ранее не использовалась в качестве стандартного лечения, поскольку медики сомневались в безопасности введения комбинации препаратов, совместное действие которых прежде не было изучено.

В нынешнем исследовании ученые наблюдали за результатами лечения до тех пор, пока болезнь не развивалась дальше: больной либо переставал отвечать на терапию, либо умирал. Вместе с тем, старший автор исследования подчеркивает важность использования персонализированного подхода в лечении рака – насколько это возможно.

«Индивидуально подобранные схемы являются необходимостью. Сейчас, когда молекулярные механизмы развития опухолей изучаются все глубже, стало очевидным, что классифицировать их только по локализации, стадии и ткани нельзя. Совершенно понятно, что не существует двух абсолютно одинаковых раковых образований, поэтому не должно быть двух одинаковых терапевтических планов», – отмечает доктор Сиклик.

«Полученные нами результаты демонстрируют, что этот подход является вполне реализуемым и безопасным при условии, что пациентов тщательно наблюдают и лечение начинается со сниженных доз препаратов», – добавил ученый.

Вместе с тем, исследователи признают необходимость дальнейших клинических испытаний, которые должны подтвердить целесообразность использования этого метода.

Кроме того, многие члены исследовательской команды подтвердили, что получили финансовые средства на проведение эксперимента от разных фармацевтических и исследовательских компаний, в том числе Novartis Pharmaceuticals, Blueprint Medicines, Amgen и Pfizer.

Вопросы и ответы

Ни одного вопроса не задано

Задать вопрос

Продолжая использовать данный сайт, Вы принимаете наши правила использования cookie-файлов.

Принимаю