Звоните +74954812786​ или
Обратитесь онлайн
Медицинский консультант расскажет о всех аспектах лечения за рубежом
27 сентября 2016

Мы постарались ответить на 5 острых вопросов:

1. Почему у нас так сложно получить обезболивание для онкобольных?
2. Действительно ли речь о том, что государство опасается развития наркотрафика?
3. Получают ли российские врачи достаточные знания о том, как лечить болевой синдром?
4. Что делать онкобольным, куда обращаться, какие справки собирать, чтобы получить обезболевание?
5. Только ли онкобольные нуждаются в наркотических средствах для обезболивания?

6 февраля 2014 года контр-адмирал Вячеслав Апанасенко, болевший раком, пытался покончить с собой. Дело в том, что его жена не смогла получить рецепт на обезболивающий пластырь. «Мне оставалась всего одна подпись — у заместителя главного врача. Я пришла в ее кабинет без пяти шесть, она уже уехала», — рассказала Ирина Апанасенко «Ленте.ру».

Окончание истории: контр-адмирал был госпитализирован и скончался 10 февраля. В предсмертной записке он попросил в случившемся «винить правительство и минздрав».

В феврале 2015 года в Москве покончило жизнь самоубийством 11 человек. Видно, что и через год после смерти конт-адмирала проблема осталась. Понятно, что не все самоубийцы из-за болей свели счеты с жизнью. Но все же одна из проблем – это труднодоступность сильных обезболивающих.

На заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ в марте 2015 были озвучены следующие факты:

  • адекватное обезболивание в России получает менее 9 процентов нуждающихся в нем паллиативных больных;
  • врачи по-прежнему боятся брать на себя ответственность за выписку наркотических анальгетиков;
  • для детей такие препараты в России вообще не выпускают по причине их нерентабельности;
  • медики не знают, как отчитываться за выданные препараты, запасы наркотиков в стационарах ограничены.

Но особенно явной катастрофа с обезболивания становится при знакомстве со статистикой. Как следует из подготовленных к заседанию Совета материалов Минздрава, большая часть заявленной потребности в наркотиках не реализуется ни в больницах, ни через аптеки. В регионах, где этой проблеме, по оценке Минздрава, «уделяется внимание» адекватное обезболивание в 2014 году получили от 15 до 50% нуждающихся.

В то же время в Южном федеральном округе этот показатель составил 2,7%.

Более 70% онкологических больных, в IV стадии заболевания, умирают дома, и как минимум 75% из них страдают от боли.

Как отмечают эксперты, помимо того, что столь жесткая процедура отпуска обезболивающих увеличивает страдания больных, она совершенно неэффективна в борьбе с наркотрафиком. «У нас в стране нелегальный оборот наркотических средств — 87 тонн в год. В свою очередь легальный оборот наркотических анальгетиков, которые используются для паллиативных больных или при проведении операций, всего 554 кг, что составляет 0,7% нелегального оборота», — цитирует «Газета.Ru» слова президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского.

Что же предстоит сделать онкобольному в России, чтобы получить обезболивающий препарат?

1) Если возникает острая боль или усиливается боль хроническая до такой степени, что обычные анальгетики не помогают, сам больной или его представитель (родственник) идут на прием к лечащему врачу без предварительной записи для получения рецепта.

Препарат назначает и выписывает онколог.

Важно: адрес аптеки, где будет выдаваться лекарство, нужно уточнить у врача, выписавшего рецепт.

2) Пациент выписывается из стационара или хосписа.

По решению администрации ему выдается на руки обезболивающий препарат. В случае если лекарство не выдается, пациенту выписывается рецепт, по которому препарат получается в аптеке.

Выписывать пациента накануне выходных и праздничных дней, не обеспечив его обезболивающим, запрещено.

3) Пациент наблюдается выездной службой хосписа.

В этом случае специалисты хосписа лишь консультируют больного и его родственников. Рецепт на обезболивающее все равно необходимо получить у лечащего терапевта или онколога в поликлинике (онкодиспансере) по месту жительства.

Важно: что делать, если "свой" врач в отпуске или на больничном? В любом медучреждении особым приказом утверждается перечень работников, имеющих право на выписку наркотических препаратов для обезболивания. Нужно обратиться к заместителю главного врача по лечебной части или самому главному врачу.

Что делать, если сам пациент не может прийти за рецептом?

Выписать препарат может родственник или соцработник. Если это делают соседи или друзья, необходимо оформить нотариальную доверенность и заявление на получение наркотических средств за пациента.

Доверенному лицу нужно иметь свой паспорт и копию паспорта больного.

Да, процедура весьма трудоемкая. Особенно, если учесть, что выполнить ее придется тяжелобольному человеку. Причем, что в анальгетиках нуждаются не только онкобольные, но и заболевшие СПИДом. Список больных, которым нужно выписывать сильнодействующие анальгетики, чиновники обещают подготовить к ноябрю 2016.

На сегодняшний день действуют нововведения:

Но врачи в регионах, зачастую, действуют по старой схеме, боясь последствий от выписки сильнодействующих препаратов. Что увеличивает время на получение нужных лекарств и, следовательно, мучения больного.

Вопросы и ответы

Ни одного вопроса не задано

Задать вопрос

Продолжая использовать данный сайт, Вы принимаете наши правила использования cookie-файлов.

Принимаю