Израильский иммунолог спас мальчика с опасной для жизни аллергией на свет

Звоните +74954812786​ или
Обратитесь онлайн
Медицинский консультант расскажет о всех аспектах лечения за рубежом
1 июля 2019

В Израиле спасли мальчика с тяжелой аллергией

У Адама – чрезвычайно редкая болезнь, составляющая всего 1% от всех случаев уртикарии, или хронической крапивницы. Она проявилась, когда мальчику было пять лет, и со временем приобрела тяжелый характер с угрожающими жизни последствиями.

Несколько месяцев назад 12-летний Адам счастливо позировал для фотографий, сидя верхом на верблюде в Иудейской пустыне. Он был без рубашки, несмотря на полуденное солнце. Для любого другого израильского мальчика это могло быть не более чем веселым эпизодом из семейного путешествия. Но для Адама сам факт того, что он находился на улице – купаясь в лучах яркого солнца, а не кутаясь, как прежде, с головы до ног в темную одежду, – является ничем не иным, как медицинским чудом.

У Адама, чье имя было изменено в целях сохранения конфиденциальности, редкая болезнь, известная как солнечная крапивница, которая проявляется аллергической реакцией на свет. Это чрезвычайно редкая патология, которая диагностируется только у одного из ста человек с аллергической сыпью. Она характеризуется появлением на коже множества сильно зудящих бледно-розовых волдырей, схожих по виду с волдырями от ожога крапивой, и может сопровождаться ангионевротическим отеком.

Первые признаки болезни появились у Адама в пятилетнем возрасте, и с каждым годом симптоматика становилась более тяжелой. «Это самый сложный случай, о котором я когда-либо слышал, – признается доктор Юваль Таль, возглавляющий отделение аллергии и клинической иммунологии иерусалимской клиники Хадасса Эйн Керем. – Как правило, болезнь возникает в зрелые годы, но у этого мальчика довольно быстро развились системные реакции – дошло до того, что аллергическая сыпь возникала даже в помещении, в результате воздействия на кожу искусственного света».

Солнечная крапивница возникает, когда под воздействием невидимого ультрафиолетового излучения определенные клетки кожи выделяют гистамин, являющийся медиатором аллергических реакций немедленного типа. В случае с Адамом свет вызывал сильный зуд и сыпь, которая быстро распространялась по коже. Иногда он чувствовал, как его горло сжимается, ему становилось трудно дышать и глотать. Временами все заканчивалось анафилактическим шоком.

«Некоторые люди склонны к аллергическим реакциям, но почти никогда дело не заходит так далеко, – рассказывает доктор Таль. – Хроническая крапивница обычно возникает вследствие иммунной дисрегуляции. У половины таких пациентов болезнь проходит в течение одного года, у 70% она отступает в течение двух лет, 90% на это требуется пять лет». В случае с Адамом проблема со временем только усугубилась. Он стал носить с собой по два шприца EpiPens – автоинжектора адреналина – в качестве экстренной помощи при чрезмерном воздействии ультрафиолетового излучения. Адреналин сужает кровеносные сосуды и восстанавливает проходимость дыхательных путей.

В Израиле спасли мальчика с тяжелой аллергией

Мать Адама, иерусалимский психолог, поначалу связывала возникновение зудящих высыпаний на шее и руках сына с препаратами, которые он принимал из-за аллергии на молочные продукты, картофель и персики. «Мы уже знали, что у него есть аллергия на определенный вид лекарств, так что такое объяснение казалось логичным, – рассказывает она. – Но сыпь продолжала появляться – и еще больше, когда мы были на улице. В первую очередь она возникала на тех участках кожи, на которые попадал солнечный свет, а затем распространялась по всему телу».

Семейный аллерголог посоветовал Адаму, выходя на улицу, использовать солнцезащитные средства, надевать головной убор, брюки и рубашку с длинными рукавами. Но в Израиле – с его высокими температурами и постоянным солнцем – это настоящее испытание.

Примерно в то же время родители отвели мальчика к дерматологу, доктору Асси Леви, который подтвердил, что у него аллергия не только на ультрафиолетовое излучение, но и вообще на весь видимый свет. Это объясняет, почему солнцезащитные средства, которые блокируют проникновение в кожу ультрафиолетового излучения, не помогали. Доктор Леви рассказал о мальчике своему коллеге Ювалю Талю и тот согласился осмотреть его. «Наверное, все остальные боялись браться за его лечение», – шутит доктор Таль.

Состояние Адама ухудшалось – аллергическая сыпь начала появляться даже ночью. Однажды вечером, вернувшись со службы в ярко освещенном помещении Большой синагоги Иерусалима, он снова почувствовал, как задыхается и не может глотать. Через несколько минут у мальчика случился анафилактический шок. Родители сразу же сделали ему инъекцию EpiPen, вызвали скорую и жутко нервничали все время, пока врачи клиники Хадасса оказывали их сыну экстренную помощь, стабилизировав его состояние.

Осознавая серьезность ситуации, доктор Таль решил попробовать омализумаб – сильный препарат, который обычно назначается только взрослым с тяжелой аллергической астмой. «Прежде это лекарство никогда не давали детям, но у нас не было другого выхода», – говорит врач.

И это сработало. Сейчас Адаму делают инъекции препарата каждые три недели. Благодаря лечению он может выходить на улицу в шортах и футболке без опасений за свое здоровье. «Я чувствую себя хорошо, – уверяет мальчик. – Иногда немного краснеют уши, иногда – как правило, когда действие инъекции подходит к концу, – тело под определенной одеждой начинает чесаться. Но в целом мне гораздо лучше».

Его мама говорит, что будет до конца жизни благодарна врачам медцентра Хадасса, которые смогли подобрать ее сыну адекватное лечение, позволившее ему чувствовать себя обычным ребенком и точно так же познавать мир, как и его сверстники. «Я не могу подобрать слов, чтобы выразить им свое восхищение и признательность, в том числе потому, что у нас был такой сложный случай, – признается она. – Я благодарна за их внимательность, за индивидуальный подход, за их решимость вернуть моего ребенка к нормальной жизни».

Тэги: Аллергия
Вопросы и ответы

Ни одного вопроса не задано

Задать вопрос

Продолжая использовать данный сайт, Вы принимаете наши правила использования cookie-файлов.

Принимаю